Исполинова Екатерина Сергеевна. Персональный сайт педагога.(МБДОУ «Улыбка»)

Доклад на тему "Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств" (выступление в рамках научно-практической конференции " IX Сахалинские Рождественские образовательные чтения "Великая Победа: наследие и наследники")

Доклад на тему: «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств»

 

СЛАЙД 1 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется доклад на тему «Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств».

Проблема патриотического воспитания детей в последнее время стоит достаточно остро. Разрушение личности человека представляет собой самую большую опасность для современного общества. С недавних пор материальные ценности, все больше доминируют над духовными, поэтому происходит искажение представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, и, как следствие, в обществе ощущается «дефицит нравственности». Характерное проявление духовной опустошенности и низкой культуры - это утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

СЛАЙД 2 

Дошкольный возраст - идеальный период для начала процесса патриотического воспитания. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

СЛАЙД  3 

Основной целью патриотического воспитания является то, чтобы заложить у детей основы любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу являются базой формирования любви к Родине. Но современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к родным и близким  людям. Поэтому,  главная  задача  педагога,  как  можно  раньше  пробудить  в детях любовь к родному краю. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать.

СЛАЙД 4 

В своей работе по воспитанию любви к родному краю у дошкольников мы используем модель, предложенную Тамарой Семеновной Комаровой, доктором педагогических наук. Обратите внимание, модель представлена на слайде.

СЛАЙД 5 

Модель включает в себя непосредственную образовательную деятельность, посвященную истории и культуре города и края. Начинаются занятия с эмоциональных рассказов педагога о природе родного края в сочетании с созерцанием. Постепенно у детей появляются любимые уголки в городе. Прежде всего, развиваем чувственный опыт, эмоционально-положительное отношение детей к окружающему – умение восхищаться, удивляться прекрасному, которое рядом. От близкого окружения переходим к жизни людей города и края, значимости их труда. Очень важно показать, что наш город – часть большой страны. На слайде представлены фотографии НОД – это конструирование «Любимый город» и знакомство с  видами народной росписи. В последнем случаем, мы использовали лэпбук, для лучшего усвоения материала детьми.

СЛАЙД 6-7 

В ходе работы организуем экскурсии и целевые прогулки по городу и краю, исторические беседы. В этом нам активно помогает городская детская библиотека, которая организует тематические мероприятия, знакомит с природой и историей области и страны. На слайде вы видите фотографии с экскурсии в парк, который мы посещаем систематически, чтобы показать детям всю красоту сахалинской природы в разное время года. Прогулка по городу, а также тематическое мероприятие организованное работниками детской библиотеки, посвященное Красной книге Сахалинской области.

СЛАЙД 8-9 

В группах организуются уголки родного края и патриотические уголки, в которых размещены тематические альбомы по истории, культуре и природе Сахалина и России, созданные руками детей и педагогов. Вы можете видеть их на слайде. К сбору информации стараемся активно привлекать  родителей.

СЛАЙД 10-11 

Ребята самостоятельно и совместно с педагогом работают в книжном уголке, в котором размещены художественные и фотоальбомы, посвященные родному краю, наглядный иллюстративный материал. Данное направление работы помогает детям ближе познакомится с красотой родного края, рассмотреть в деталях исторические фотографии, сравнить их с современными. В книжных уголках также размещаются тематические альбомы.

СЛАЙД 12 

Особое место в формировании патриотических чувств у дошкольников занимают различные виды игр. Нами были созданы картотеки дидактических игр и творческих заданий, а также картотеки подвижных народных игр. На фотографии вы можете видеть пример русской народной игры «Донеси яйцо», эту игру мы использовали в совместном с родителями мероприятии, которое было посвящено празднику Пасха. На празднике родители не только играли и веселились, но и поделились семейными традициями, как именно в их семье встречают Светлый день.

СЛАЙД 13

Творческая и продуктивная деятельность, организована таким образом, чтобы закрепить полученные знания, помочь ребенку выразить эмоции. Так, например, после изучения архитектуры нашего города, сделали творческую коллективную работу «Мой город», а после знакомства с русской матрешкой, занимались раскрашиванием ее в традиционные цвета.

СЛАЙД 14 

Эффективным средством в воспитании патриотических чувств являются праздники, посвященные городу, краю, стране, которые проводятся на знакомом материале, как эмоциональный итог проделанной работы. На фото представлены фотографии с тематического праздника, посвященного обычаям и быту коренного населения Сахалина, на котором ребята не просто закрепили свои знания по теме, но и немного пожили жизнью этих народов. Также вы можете видеть кадры нашей Осенней ярмарки, которая традиционно каждый год проходит в нашем детском саду. Это мероприятие проводится в тесном контакте с родителями воспитанников. Последние занимаются оформлением и организацией торговых рядов каждой группы. Ярмарки проходят ярко и весело. Все это способствует позитивному настрою родителей и еще большему единению их с ДОУ.

СЛАЙД 15

Традиционным стало и проведения русского народного праздника Масленицы. Каждый год это мероприятие собирает вместе детей и родителей всех групп нашего детского сада, что также способствует передаче традиций от старшего поколения младшему. Многие родители делятся рецептами блинов и особыми ритуалами проведения старинного торжества.

Мы активно работаем и в направлении военно-патриотического воспитания детей. В мае этого года в нашем ДОУ прошла квест-игра для средних и старших групп. Ребята вместе с педагогами ориентировались по предложенной карте, выполняли задания, защищали честь своей команды.

СЛАЙД 16 

Отдельно хочется отметить проектную деятельность, которую мы активно используем в работе по патриотическому воспитанию дошкольников. Это могут быть как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. В этом случае проекты хороши тем, что могу включить в себя все компоненты выше показанной схемы. Работа с родителями также является неотъемлемой частью любого направления воспитания и образования детей. Семьи активно включаются в процесс: помогают сбором информации, участвуют в творческих выставках, выполняют домашние задания, оказывают помощь в организации экскурсий и прогулок. На слайде представлены несколько примеров проектов. Первый, «Семейное дерево», был реализован при активном участии родителей, вместе с детьми они изучали предков своих семей, составляли родословную, рассказывали о семейных традициях. Второй проект, творческий. Он получил название «Улицы нашего города». После детального изучения достопримечательностей и памятных мест нашего города, ребята создали свою улицу, на которой изобразили не только реальные объекты родного города, но и добавили свои, которые, по их мнению, должны появиться в ближайшем будущем.

СЛАЙД 17 

Таким образом, используя все компоненты модели воспитания и обучения дошкольников любви к родному краю по результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

2. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, дать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

3. Воспитание любви к родному краю является одной из главных составляющих патриотического воспитания маленьких граждан нашей страны, поэтому мы и дальше будем искать инновационные подходы для реализации регионального компонента.

b449a85ad515928e1d45355e19ecc60a.jpg 

11 декабря 2019 в 11:51

Прикреплённые файлы:

Документ: Доклад на тему "Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств" (выступление в рамках научно-практической конференции " IX Сахалинские Рождественские образовательные чтения "Великая Победа: наследие и наследники")

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-k-dokladu_f9psf.pptx

Это официальный файл организации «Исполинова Екатерина Сергеевна. Персональный сайт педагога.(МБДОУ «Улыбка»)», в нём содержится Доклад на тему "Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств" (выступление в рамках научно-практической конференции " IX Сахалинские Рождественские образовательные чтения "Великая Победа: наследие и наследники").

Размер файла: 5,55 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.